Шаман Габышев – “горячий” пример трансформации шаманизма в современной России. Жил в Якутске мало кому известный человек – Александр Прокопьевич Габышев, 1968 года рождения. Работал то дворником, то еще кем-то; пытался учиться – в университете на историческом факультете, но не задалось с учебой. Да и в жизни было много проблем. Тяжело пришлось в последние годы: с детьми не получилось; долго болела жена, за которой ухаживал в одиночку, но она умерла. Остался один. Ситуация вполне естественная для размышлений и духовных поисков. В современном Якутске для думающего и ищущего пути в жизни человека, особенно обратившегося к истории культуры, есть хорошая подсказка, куда идти: в шаманы. Изоляция, как известно, хороший способ для развития интуитивных способностей.

Габышева и до этого воспринимали как чудаковатого двоеверца: «Жизнь Александра, по его словам, перевернула смерть супруги. Потеряв жену, он оказался на грани психического расстройства, но мать не допустила его госпитализации в больницу. Три года Габышев жил в тайге, где строил часовню в память о жене. Мужчина утверждает, что за время уединения победил свой недуг… С высшими силами у Габышева все тоже непросто – он одновременно называет себя и шаманом, и христианином».

Шаман Габышев
Шаман Габышев во время похода на Москву

Скорее всего, именно якутяне более всего недоумевали, когда разразилась странная история, в которую он оказался втянут. Даже после всей шумихи в сетях по его поводу в Якутске о нем обычно говорят, что он «наивный человек с небольшим свихом; идеи в голову пришли смутные», «может и шаман – одухотворен, по крайней мере». Неустроенность, отсутствие близких людей и серьезного дела сподвигли к тому, что человек решил мир посмотреть. В 2018-м собрался и ушел из Якутска. Никто и не заметил. Но вернулся, когда в дороге погибла его единственная собака. Потом отправился во второй поход, в 2019-м. Надо сказать, никаких «последователей» у него на родине не было. Ушел куда-то человек – и ладно: сам волен своей судьбой и жизнью распоряжаться.

Однако через некоторое время земляки – как и другие люди, обратившие внимание на эту новость, были ошарашены: о Габышеве стали говорить и писать в соцсетях, а потом и СМИ как о… «шамане-воине». Эта невидаль в отечественном шаманизме ранее не встречалась. Более грамотные люди тут же вспомнили смутное время 1990-х, когда все зачитывались беллетристикой Карлоса Кастанеды. Захватывающее чтиво о далеких землях и фантастических персонажах вдруг таинственным образом переместилось в нашу реальность. Да еще как! С хорошо сформулированным посылом, вписанным в современные политические дрязги: иду на Москву, буду в Кремле проводить обряд, чтобы выгнать злых духов из Путина (по другим вариантам – самого президента, отождествленного со злым духом).

Сам додумался? Вряд ли: направление и цель обозначились после того, как Габышев встретил свое нынешнее окружение. Земляки его подчеркивают, что все началось именно тогда, когда «вокруг уже сформировались группы разношерстных людей, в том числе националистов», о чем появляются сообщения и в журналистских расследованиях: «При этом к мужчине начинают присоединяться единомышленники, чья биография не менее туманна, чем у вождя этого странного похода. А вот у 32-летнего уроженца Оренбурга Евгения Ростокина по кличке “Ворон” она, наоборот, чисто конкретная – по данным журналистов “МК в Бурятии”, у него целых девять судимостей. Сподвижник “воина-шамана” у женщин срывал с шеи золотые цепочки, у мужчин открыто похищал машины».

Шаман и ворон
Евгений Ростокин “Ворон” – один из спутников шамана Габышева

Надо сказать, что в СМИ были разные публикации про «Сашу-шамана»: от резко политизированных до вполне адекватно рассматривающих странную историю дворника и недоучившегося историка Габышева. Упомянутый выше А. Сидорчик, например, подробно проанализировал появление мессианских идей у новоявленного «шамана-воина», начиная с похода 2018 г.: «При этом ни о какой миссии по “изгнанию” кого-либо Александр не говорит. А вот в июле 2019 года “воин-шаман” начинает заявлять в интервью, что голос Бога приказал ему идти в Москву, чтобы “изгнать Путина из Кремля”».

«Раньше я сумасшедшим был, вся деревня знает, – пояснял Габышев, – теперь-то я нормальный».
То, что с мужчиной кто-то поработал, составив ему политическую программу, не вызывает никаких сомнений. 4 июля 2019 года интервью с Габышевым выпускает портал «Сибирь. Реалии», являющийся проектом небезызвестного ресурса «Радио Свобода».
Я не буду описывать этот культпоход под девизом «Изгнать темные силы из Кремля!» – любопытствующие могут все посмотреть сами: многочисленные видео выложены в интернете, как и материалы о дальнейших действиях А.П. Габышева и реакции якутских властей на происходившее с ним. Организованная его окружением («последователями», подталкивающими его в нужном им направлении) пиар-компания позволяет даже в прямом эфире отсматривать, как «полиция штурмует» жилище новоявленного «воина» и т.д.

Шаман габышев на митинге
Шаман Габышев на митинге в Якутске

Интересно, что недавно фигура, которую кто-то пытается делать культовой, умело используя не самые грамотные действия полиции и властей, проявилась уже в Википедии, где значится: «Александр Прокопьевич Габышев. Российский общественный деятель, оппозиционер, называющий себя шаманом-воином. В 2019 году организовал публичную общественную акцию протеста в форме пешего марша по маршруту от Якутска до Москвы…». И вот тут все стало на свои места: «общественный деятель», которого уже и с Махатмой Ганди сравнивают, вспоминая соляной поход и мирную революцию.

Не будем уходить в политическую антропологию или политологию, рассматривать участие историка-недоучки в митингах в Чите и Улан-Удэ со странными выступлениями «политического деятеля» и резюме: «Отныне Путин вам не указ – живите свободно!», однако задержимся на эксплуатации шаманских идей от нешаманского окружения А.П. Габышева, но в его исполнении, хотя и здесь без политики не обойтись.

А.П. Габышев собирался – согласно его заявлениям после обретения своих кукловодов – проводить ритуал то ли в Кремле, то ли у стен Кремля, чтобы изгнать злых духов (из ?) Путина. Но вот в финале похода 2019 г. появляется уже совсем иная риторика: «Я все знал наперед. Знал, что я не буду один и со мной в конце концов будет армия. Для этого я и пошел, для этого я – шаман-воин… Армию не остановят!» «На вопрос журналиста, как будет выглядеть процедура изгнания, шаман ответил:
«Не знаете, что ли, что такое армия?» Когда репортер уточнил, идет ли речь о штурме Москвы, Габышев ответил: «Без комментариев. Одно слово все скажет само – армия».

Виктор Егоров Дед Мороз
Виктор Егоров “Дед Мороз” – один из спутников шамана Габышева

При этом шаманские концепты и даже атрибуты (бубен) двоеверец «Саша-шаман» использует активно. Он не только говорит о злых духах и их изгнании из Путина. Вписываясь в реалии 2020 г., Габышев (то ли сам придумал, то ли кукловоды подсказали) пытается камлать на камеру, а главный наставник Ворон поддерживает беседу, получая от «шамана-воина» нужные комментарии: «общественный деятель» и «оппозиционер» сообщает под стук бубна, что эпидемия не закончится – это же он ее наслал, его духи это сделали: пока власти не освободят шамана-воина, будут все болеть, они уже болеют; а как только оставят его в покое, он проведет особое камлание и злой дух болезни уйдет. Понятно, что все «показательные выступления» этого несчастного человека записываются, иногда идет прямая трансляция видео.

Не отстает и сопутствующая пресса, сообщающая о том, что после действенной магии шамана на него начались новые гонения: «И вот теперь Габышев опять подвергся гонениям. Именно в тот день, когда СМИ сообщили, что вслед за двумя министрами и премьером Михаилом Мишустиным с коронавирусом слег пресс-секретарь президента Дмитрий Песков». Естественно, что затяжные гастроли в конце концов заканчиваются отправкой Александра в психиатрическую клинику.

Интересно в этой трехчастной эпопее, что образ ее основного героя менялся как минимум трижды: в 2018-м вышел из дому погулять по свету человек, желающий всем добра; в 2019-м ушел с тем же, но, благодаря встреченным кукловодам, на свет явился Саша-шаман, шаман-воин, психоментальный статус которого значимо трансформировался на протяжении полугода; поход 2020-го г. не состоялся – коронавирус помешал шаману-воину, занявшему оборону в родной Якутии, двинуться на Москву, куда он собирался явиться в 2021-м. Но интересно, что «сподвижники» А.П. Габышева ближе к финалу его эпопеи стали видеть в нем вместо «шамана-воина» юродивого, блаженного, эдакого шута или чудачка, который должен изрекать людям правду.

Арест шамана габышева
Одно из задержаний шамана Габышева

“Традиционные шаманы” отреагировали на появление Саши. Правда, к сожалению, не якутские хранители народного знания, которые очень сердечно и осторожно отнеслись в итоге к своему земляку, признавая в человеке наличие духовного кризиса. Например, известнейший в Якутии алгысчит Афанасий Семенович Федоров говорит о Габышеве, что «у него есть связь с верхними божествами, и он делает то, что они говорят» (Откровения шамана 2020). На бурятской земле навстречу А.П. Габышеву, бредущему в окружении весьма пестрой компании, вышли представители местной религиозной организации шаманов (МРОШ) «Тэнгери» во главе со своим руководителем, претендующим на роль Верховного шамана Бурятии, Б.Ж. Цырендоржиевым. Они пытались задать ему вполне разумные вопросы и услышать от него самого, считает ли он себя шаманом, заодно уточнить, кто такой шаман-воин, которых отродясь в Сибири не бывало. Но вразумительного ответа не получили.

Понятно, что шаманские сообщества, занятые своими делами и проблемами тихого передела власти (и впрямь, на каком основании тувинец объявил себя Верховным шаманом России?), не хотят вмешиваться в очевидно политическую грязь. Этим должны заниматься представители администрации. Кое-кто из них комментирует происходящее, но, разумеется, событием шаманской жизни его не считает.

Однако пиарщики феномена Саши-шамана усиленно связывают его эпопею именно с шаманизмом, а это не украшает древнейшего явления культуры многих народов.
Интересно, что против применения к А.П. Габышеву по суду принудительного лечения в психиатрической клинике выступили официальные лица Якутии: «Депутат Госдумы от Республики Саха (Якутия) Федот Тумусов просит генпрокурора РФ Игоря Краснова вмешаться в дело Александра Габышева, называющего себя шаманом, готовым “изгнать Путина” с помощью обрядов.

Габышев митинг
Митинг в поддержку отправленного на принудительного психиатрическое лечение шамана Габышева

Господин Тумусов заявил “Ъ”, что направил депутатский запрос с требованием проверки компетенции медиков, вынесших заключение о необходимости принудительной госпитализации шамана в связи с “переоценкой личности”. Глава Якутска Сардана Авксентьева публично поддержала господина Габышева, назвав принуждение его к госпитализации “избирательной карательностью”. На вменяемости шамана настаивают и в Госсобрании Якутии». Теперь осталось выяснить, кто более компетентен в вопросах психиатрии – профессиональные врачи или статусные лидеры нации. Человек с чудинкой, который «от полученных переживаний ушел в шаманизм», между тем пытается настаивать на наличии у него собственной программы переустройства государства после ликвидации злого духа –Путина или злых духов из Путина: естественно, они исчезнут после обряда, который он должен провести рядом с Кремлем. Он ее даже подробно излагает в одном из видеосюжетов.

Шаманы-практики не воспринимают новоявленного «шамана-воина» всерьез. Откровенно говорят, что это не дело шаманов – заниматься политикой.

В настоящее время Шаман Габышев находится на принудительному психиатрическом лечении.


Использованы материалы: Трансформации шаманизма в современной России, или куда идем мы с чудачком?* / Валентина Ивановна Харитонова / Сибирские исторические исследования. 2020. № 2 /УДК 398.4 / DOI: 10.17223/2312461X/28/15