Мошенничество от пандемии

Мошенничество в новых условиях

В 2020 году жизнь людей в буквальном смысле перевернулась. Пандемия коронавируса изменила быт почти всех людей на планете, и россияне здесь не исключение. Дом стал центром жизни в прямом смысле этого слова, потому что члены семей проводят огромный объём времени в условиях самоизоляции. Пандемия и карантин заставили перестраиваться на новый лад всех, и мошенники здесь не стали исключением. Они придумали новые схемы и способы незаконного завладения имуществом граждан. Именно о том, какие уловки используют мошенники в сложившихся условиях, и пойдет речь в статье. В контексте уголовно-правовой и криминалистической доктрины рассматриваемый контекст укладывается в теорию объективных признаков состава преступления (уголовное право) или криминалистической характеристики преступлений определённой направленности (криминалистика).

Ни для кого не секрет, что преступники давно освоили компьютерные технологии и часто применяют их в своей незаконной деятельности. В период пандемии эти способы оказались как никогда подходящими. Злоумышленники подделывают сайты государственных органов, благотворительных организаций, фондов, банков, интернет-магазинов. Так, например, мошенники создают поддельные сайты и продают на них различные очистители воздуха, которые могут отфильтровать вирус, а также маски, амулеты, обереги и другие товары, которые, по их словам, помогают не заразиться смертельным вирусом. Однако, в лучшем случае, покупатель получит обыкновенные очиститель воздуха или медицинскую маску по значительно завышенной цене, в худшем – после получения оплаты товар не поставляется, а мошенники исчезают. Например, в отношении   гражданки,   проживающей    в г. Владивосток, в апреле 2020 года были совершены мошеннические действия со стороны неизвестного лица. Потерпевшая на Интернет-сайте Инстаграм заказала фен марки «Pyson» стоимостью 19 900 рублей, денежные средства перевела на банковскую карту. В итоге фен предоставлен не был, денежные средства не возвращены, а по заявлению было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по п. 1 ч. 1 ст. 24 УПК РФ за отсутствием состава преступления.

Комментируя этот случай, нельзя не задаться вопросом, почему отказано в возбуждении уголовного дела при очевидности мошенничества? Увы, здесь мы сталкиваемся с отдельной проблемой – «отказной болезнью» стадии уголовного процесса, именуемой возбуждением уголовного дела. Суть «отказной болезни» заключается в том, что, не проведя по различным причинам всесторонней процессуальной проверки (не опрошены лица, не получены документы, а то и просто по нерасторопности, нежеланию либо даже в силу коррупционной мотивированности должностных лиц) выносится постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. И это распространённое явление, заслуживающее отдельного рассмотрения или даже серьёзного «спроса» со стороны общества. Одному из авторов настоящей статьи в период работы в должности федерального судьи были известны случаи, когда в процессуальной тяжбе между заявителем и правоохранителями по поводу отказа в возбуждении уголовного дела даже истекал срок давности для привлечения к уголовной ответственности, что ставило вне смысла дальнейшую борьбу заявителя за свои права. И это на фоне действительно неполной процессуальной проверки. Как говорится, что уж тут скажешь…

Доставка на дом

Торгуют злоумышленники не только в интернете. Они могут прийти к жертве домой с предложением купить у них лекарства или средства защиты по значительно завышенной цене, а о качестве этих товаров покупателю остается только догадываться. На это отреагировала Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения, которая предупредила, что «применение незарегистрированных лекарственных препаратов может нанести серьезный ущерб жизни и здоровью граждан, вплоть до летального исхода. В ходе процедуры регистрации все лекарственные средства тестируются на предмет их эффективности, качества и безопасности. Все сведения о лекарственных средствах, легально находящихся в гражданском обороте, можно получить на сайте Минздрава России, в Государственном реестре лекарственных средств».

Также непрошеные гости могут появиться под видом работников санитарно-эпидемиологической станции или медицинских работников. Преступники предлагают доверчивым гражданам обработать квартиру специальным средством, взять тест на коронавирус (естественно, не бесплатно), а сами похищают ценное имущество, которое могут унести.

Правда, здесь впору говорить о «дополнительном бизнесе» мошенников, ведь в данном случае они промышляют так называемой кражей с элементами доверия, когда получают доступ к имуществу жертвы, вводя в заблуждение относительно своей личности и цели нахождения в жилище, доверчивого хозяина. Очевидно, что такое проникновение в жилище под видом указанных работников является незаконным, а само хищение производится хотя и в присутствии собственника имущества, но незаметно для него.

По словам адвоката коллегии адвокатов Pen & Paper Романа Пархоменко, платное тестирование на коронавирус на дому проводится по желанию человека. В свою очередь президент Судебно-экспертной палаты России Денис Шульженко напоминает, что «по закону никто не может войти к вам в дом без вашего согласия, даже представитель официальных структур. Пришли и требуют впустить в помещение? Вызывайте полицию».

Особенно часто такие преступления совершаются в отношении граждан предпенсионного и пенсионного возрастов, так как эта категория граждан находится в зоне повышенного риска заражения. Таких случаев на практике произошло немало. Например, уже в апреле 2020 года в дежурную часть Солецкого отдела Новгородской области с заявлением о краже обратилась пожилая местная жительница. По ее словам, к ней домой под видом медработника явилась неизвестная женщина, которая предложила сделать массаж с применением специальной мази, которая предохраняет от заражения новой коронавирусной инфекцией. Когда незнакомка ушла, сольчанка обнаружила пропажу 60 тысяч рублей. В данном случае ситуация осложняется еще и тем, что преступники закрывают лицо медицинской маской, что значительно уменьшает возможность потерпевших описать внешность воров.

Псевдо-государственные органы и “звонки из банка”

Другим способом незаконного завладения имуществом граждан стали звонки и СМС-сообщения из якобы государственных органов или общественных организаций. Преступники требуют сообщить персональные данные, а именно: фамилию, имя, отчество, серию и номер паспорта, ИНН, данные банковской карты, адрес проживания и другие данные – куда затем мошенники обещают перечислить различные компенсации, помощь, вернуть налоги. К сожалению, доверчивые граждане, напуганные ситуацией, верят злоумышленникам, а затем лишаются всех денег на счете. Так, например, 16 марта 2020 года в г. Ессентуки были задержаны пять членов организованной группы, которые от имени Пенсионного фонда России звонили пенсионерам под предлогом предоставления услуг диагностики короновируса либо выплат в честь 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Затем злоумышленники вводили пенсионеров в заблуждение, и те сообщали им номер своей карты, код из СМС-сообщения с номера 900, в том числе логины и пароли для входа в личный кабинет, и похищали денежные средства.

Еще одна неприятная ситуация произошла в апреле 2020 года с жительницей города Пестово Новгородской области. Женщине пришло сообщение в социальной сети от знакомой о том, что в связи с коронавирусной инфекцией один из банков якобы выплачивает компенсацию. Поверив этому, потерпевшая указала реквизиты банковской карты, а затем лишилась всех сбережений. Как выяснилось, аккаунт подруги в социальной сети оказался взломанным.

Аналогичным способом мошенники просят граждан перевести определенную сумму пожертвования для помощи больным опасным вирусом.

Торговля поддельными документами

Помимо указанных схем, преступники для незаконного обогащения используют режим ограничения передвижения. Злоумышленники создавали фейковые онлайн-сервисы, через которые предлагали купить пропуска для передвижения по городам России. По данным экспертов международной компании Group-IB, которая специализируется на предотвращении кибератак, было обнаружено более 120 сайтов, Telegram-каналов, групп в VК и Instagram, которые предлагали приобрести незаконные пропуска по цене от 3 тысяч до 5,5 тысяч рублей.

В данном случае мошенники представляются сотрудниками правоохранительных органов, просят клиента прислать паспортные данные, а при необходимости и государственный номер автомобиля. Как только мошенники получают деньги, то тут же заносят номер телефона жертвы в черный список. Данную ситуацию прокомментировал Сергей Лупанин, руководитель отдела расследований вышеупомянутой международной компании Group-IB: «В последнее время мошенники очень активно используют темы коронавируса, самоизоляции и введения пропускного режима для новых схем: фейковых рассылок, обзвонов от имени соцзащиты, предложений покупки цифровых пропусков. Опасность в том, что жертвы, оплачивая пропуск, могут не только потерять деньги, данные банковских карт, но и персональную информацию. Получив данные паспорта, мошенники могут взять на имя жертвы кредит в микрофинансовых организациях или оформить потребительский кредит».

Предлагают помощь и угрожают

Также мошенники запугивают граждан сообщениями о том, что последние нарушили режим самоизоляции, и им назначено наказание в виде штрафа. Злоумышленники просят оплатить штраф немедленно, угрожая тем, что на следующий день сумма штрафа удвоится или будет возбуждено уголовное дело.

Многие граждане приобрели путевки и туры, но из-за пандемии границы оказались закрытыми. И в этой сфере тоже не обошлось без мошенников. В данном случае злоумышленники представляются работниками туристической фирмы и обещают вернуть деньги за неудавшийся отпуск. Для этого похитители просят указать данные банковской карты, а затем все сбережения оказываются в руках мошенников.

Участились случаи предложения дистанционной работы. Мошенники пишут от имени работодателя о переходе на дистанционную работу и предлагают перейти по ссылке для подключения к служебным ресурсам, а на самом деле получают данные работников и атакуют информационные системы организаций.

Ставки и прогнозы

Мошенничество иногда называют интеллектуальным преступлением, что постоянно находит своё подтверждение. Но даже в этой сфере встречается «высший криминальный пилотаж». Одним из проявлений последнего вполне может послужить технология массового мошенничества в сфере создания и деятельности нелегальных интернет – букмекерских контор, когда… «капперы-мошенники пользуются доступными способами обмана, продают «беспроигрышные» стратегии, подписки на прогнозы событий, договорные матчи, обучающие вебинары, «гарантируют» выигрыш и доходы на ставках в 200—300%, привлекают потенциальных клиентов через всевозможные сайты, социальные сети и мессенджеры, а также подделывают доказательства «выигрыша»: скриншоты, чеки банкоматов, видео выигрышей» и т.п., а в конце концов завладевают огромными денежными суммами.

"Антикидок" учит, как выигрывать на "вилках"
“Антикидок” учит, как выигрывать на “вилках”

Кража с банковского счета

Близким к мошенничеству преступлением по признакам состава преступления является кража, предусмотренная п. «г» ч. 3 ст. 158 УК РФ. В указанной норме квалифицирующим кражу признаком названо ее совершение с банковского счета, а равно в отношении электронных денежных средств (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного статьей 159.3 УК РФ). Рассмотрим признаки, отличающие преступления, предусмотренные п. «г» ч. 3 ст. 158 УК РФ, и ст. 159.3 УК РФ.

Во-первых,   обратим   внимание    на п. 25.1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2002 N 29 (ред. от 29.06.2021) «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое», согласно которому тайное изъятие денежных средств с банковского счета или электронных денежных средств, например, если безналичные расчеты или снятие наличных денежных средств через банкомат были осуществлены с использованием чужой или поддельной платежной карты, надлежит квалифицировать как кражу по признаку «с банковского счета, а равно в отношении электронных денежных средств».

По пункту «г» части 3 статьи 158 УК РФ квалифицируются действия лица и в том случае, когда оно тайно похитило денежные средства с банковского счета или электронные денежные средства, использовав необходимую для получения доступа к ним конфиденциальную информацию владельца денежных средств (например, персональные данные владельца, данные платежной карты, контрольную информацию, пароли).

В данном постановлении акцент делается на то, что преступление совершается именно тайно, в момент совершения преступления жертва даже не подозревает, что в отношении нее совершается противоправное деяние.

Во-вторых, когда, обогащаясь за счет имущества держателя карты, виновный совершает преступление путем обмана, например, работника кредитной или торговой организации, с использованием поддельной или принадлежащей другому лицу банковской карты, происходит столкновение двух интеллектов, появляется введенное в заблуждение лицо, что и отличает обсуждаемое преступление от кражи, предусмотренной п. «г» ч. 3 ст. 158 УК РФ.

Так, например, П.С. Яни отмечает, что, совершая хищение с банковской карты путем бесконтактной оплаты, преступник вводит кассира в заблуждение, умалчивая о принадлежности карты иному лицу. При этом преступник учитывает обязанность кассира верить любому покупателю, что тот использует карту на законных основаниях, которая возложена на кассира п. 5 ст. 10 ГК РФ, согласно которому «добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются», а значит, действия виновного должны квалифицироваться как мошенничество с использованием электронных средств платежа.

Однако другие авторы полагают, что у лица, совершающего оплату бесконтактным способом, отсутствует обязанность сообщать уполномоченному работнику торговой организации сведения о принадлежности платежной карты (что наглядно демонстрирует на практике любой поход в магазин в повседневной жизни), соответственно, умалчивание не является способом изъятия имущества, а лишь облегчает доступ к денежным средствам, находящимся на банковском счете. Само же изъятие происходит тайно от собственника, следовательно, указанное деяние подлежит квалификации по п. «г» ч. 3 ст. 158 УК РФ.

Впрочем, вопрос отграничения рассматриваемых составов преступлений не столь прост и однозначен, что является предметом специальных исследований вплоть до диссертационного уровня. В научных источниках и вовсе встречаются предложения об исключении из УК РФ ст. 159.3, которой, по мнению авторов работ, нет места в и без того «тесной компании» составов смежных преступлений, которые кроме п. «г» ч. 3 ст. 158, предусмотрены ещё и ст. 159.6 УК РФ.

Выводы

В заключение считаем уместным предложить следующие выводы.

«Мошенничество от пандемии» заявило о себе всплеском качественно – количественных характеристик и разнообразием криминального профессионализма.

Психологические качества людей, способствующие оказаться жертвой мошенников, заложены как в ментальности человека, так и в его естественных качествах – часто проявляющемся невежестве в тех сферах, где действуют мошенники, а также чрезмерной доверчивости и легковерии, отсутствии собственного мнения, способностей к быстрой смене точки зрения.

Мошенники в совершенстве владеют приемами психологического воздействия на другого человека, имеют более высокий уровень интеллекта (по сравнению с другими категориями преступников), умеют быстро приспосабливаться к современным условиям жизни. Они хладнокровны, расчетливы, способны владеть собой, умеют понимать психологию другого человека, вызывать к себе доверие, демонстрируют ложные сочувствие и сопереживание, проявляют актерские способности, наблюдательность, раскрепощенность поведения, а в результате – ловко манипулируют поведением жертвы.

Нет уверенности, что в современных условиях можно надеяться на то, что правоохранительные органы найдут противоядие от изобретательности «нуворишей от пандемии». Это противоядие заключается в создании в структурах правоохранительных органов специальных оперативно – следственных структур, владеющих всем набором эффективных, современных оперативных и процессуальных мер, что позволило бы эффективно противостоять «кибернуворишам».

В качественно новом уровне нуждается и виктимологическая профилактика киберпреступлений, одно из направлений которой – своевременное информирование населения о последних криминальных приёмах мошенников в кибер-сфере.

Квалификация хищений денежных средств с банковского счета, а равно в отношении электронных денежных средств имеет свои особенности, которые должны учитываться в квалификационной деятельности субъектами применения норм права.

Нуждается в дальнейших теоретических разработках и законодательных изменениях проблема разграничения трёх близких составов преступлений, предусмотренных статьями 159.3, 159.6 и п. «г» ч. 3 ст. 158 УК РФ. Столь «плотное соседство» смежных составов преступлений, помноженное на изобретательность похитителей, искусно использующих обстановку пандемии, лишь усложняет борьбу с хищениями с применением современных информационных средств платежа и возможностей киберпространства.

Использованы материалы: Сафонов В.Н., Андреев Д.В. «Мошенничество от пандемии»: новые способы хищений // УДК: 343.7 // DOI: 10.51965/20767919_2022_1_2_177